вторник, 14 февраля 2012 г.

Непослушные детки.

Даже самые крохотные карапузы проявляют непослушание, капризничают, казалось бы без всякой причины. Первый возраст упрямства – от 2 до 4 лет. Это время, когда ребенок впервые в своей маленькой детской жизни самоутверждается. Если кроха, еще вчера милый и послушный, сегодня стал своевольным и упрямым, не торопитесь говорить: «Что с моим ребенком? Не пойму. Его бу
дто сглазили!» Никто вашего малыша не сглазил. Просто он пытается освоить в себе будущего человека, а не ребенка. Это с одной стороны, а с другой – дети испытывают вас на прочность. Они таким нехитрым образом ( при помощи капризов) выясняют, насколько могут манипулировать вами. Наказания, чрезмерная требовательность могут сломать характер, однако нельзя и потакать капризам. Что хорошего, если ребенок вырастет с убеждением во вседозволенности? Наш совет: если нельзя мягко и спокойно убедить, то нужно перехитрить, отвлечь, переключить. Важно понять, что «провокации» ребенка – это не злостное асоциальное поведение, а естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело – как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих. Прежде всего не впадать в панику. Не поддаваться на провокации ребенка. Дать время ему и себе, выждать. Перевести по возможности острую ситуацию в игровую. Будьте актерами. Попробуйте удивить своего ребенка неадекватной реакцией: по-детски потопайте ногами, надуйтесь, подразните ребенка. Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально – в этом случае не увлекайтесь экспериментированием. Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание – это все что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать и т.д.) Период непослушания – закономерный этап развития личности, поэтому следует гармонично сочетать дисциплину и любовь.

Кусака-раскусака

Дети, которые кусаются, — совсем не редкость. Правда, в каждом возрасте для этого есть своя причина. Для родителей главное — ее обнаружить Первые укусы приходятся на период грудного вскармли¬вания. Младенец прикусыва¬ет грудь — мама является как бы частью „порционного" блюда, его продолжением, если можно так выразиться. Что делать? Понятна будет непроизвольная реакция от¬толкнуть малыша, громко крикнуть: „Нельзя!" Но луч¬ше этого не делать — кроха может сильно испугаться, вплоть до отказа от груди. Если вы чувствуете, что ма¬лыш собирается сомкнуть зубы на вашем соске или, то¬го хуже, уже сделал это — ле¬гонько прижмите его нос к груди. Рефлекторно он от¬кроет рот шире, чтобы ды¬шать. При этом повторяйте строгим ровным голосом: „Мне больно!" Главное — не пытайтесь вырваться, это чревато травмами соска. Кормление же стоит продол¬жить чуть-чуть позже. Со¬вершайте эти манипуляции каждый раз, и ребенок пой¬мет, что это влечет за собой задержку пищи. Иногда при¬чиной укусов может Сыть прорезывание зубов. В этот период малыш кусает и иг¬рушки, и мамину грудь. Про¬консультируйтесь у педиат¬ра, он посоветует специаль¬ные гели для десен и игруш¬ки - прорезыватели. Я тебя люблю! Двухлетний малыш начина¬ет вас жарко целовать, а за¬канчивается все довольно сильными укусами? Дело в том, что кусание — реакция врожденная, которая служит и для выражения эмоций. В вашем случае — положитель¬ных. Конечно, родителям по¬требуется такт и терпение, чтобы объяснить крохе, что укусы — нежелательный спо¬соб выражения нежности и любви. И конечно же, нужно обезопасить себя — отвер¬нуться, защититься рукой. Дети осваивают новые фор¬мы поведения через подра¬жание взрослым. Лучше вспомни¬те, сколько раз вы ласково покусываете своего ненагля-душку за ручки, ножки, по¬почку, А для ребенка любое поведение, исходящее от ис¬точника подражания (в дан¬ном случае от родителей), — нормально. Разница в том, что в столь нежном возрасте малютка еще не знает воз¬можностей своего тела, соот¬ветственно не имеет пред¬ставления о том, какие ощущения испытывает другой человек. Так что кусается ма-лыш исключительно ,,от пол¬ноты чувств", у пего и в мыс¬лях нет, что маме больно. Ведь, когда вы его легонько покусываете, он испытывает исключительно положитель¬ные эмоции! Поэтому, если кроха точит о вас свои зубки, покажите, насколько это не¬приятно. Скажите: „Ой-ой-ой, как же маме больно, ни¬когда так больше не делай!" Отстранитесь от ребенка, со¬стройте гримасу боли, толь¬ко не переусердствуйте. Предложите ему попробо¬вать укусить самого себя (собственный палец, руку) с той же силой. Пусть ощутит, насколько это больно. Толь¬ко не надо самой „набрасы-ваться" на ребенка с укусами. Вы добьетесь обратного эффекта — узаконите в его представлении такой способ выражения чувств. Получа¬ется двойной стандарт: вам можно, а ему нельзя. Кроме того, лозунг „Если ты куса¬ешься — я тоже буду кусать¬ся" может понравиться тем¬пераментному малышу, ко¬торый будет воспринимать его как подвижную „игру1. Не стоит его провоцировать. Просто эмоции... Иногда ребенок кусается, пытаясь выразить таким об¬разом свои отрицательные эмоции (устал, перевозбу¬дился, не может заснуть). Предложите ему другой спо¬соб выплеснут* энергии] — укусить полушку. Но иногда малыши так заиг¬рываются, что забывают о всяческих нормах поведе¬ния. Трехлетний Даня уже несколько дней „собака". На свое имя не отзывается, все свои фразы сопровождает рычанием. Проходя, точнее, проползая на четвереньках мимо мамы И папы, кусает их за ноги, руки, кусает, когда его целуют на ночь. Укусы не болезненны, но довольно ощутимы. Понятно, что по-ведение Дани нельзя считать патологическим — ребенок находится в игровом образе. Как же поступить в этом слу¬чае? Объяснения типа: „Ку¬саются собаки, а люди — нет". — бесполезны в данном случае. Обязательно нужно сказать ребенку, что он при¬чиняет боль, но не стоит со¬здавать эмоциональный ажи¬отаж вокруг подобных случа¬ев, когда причина „кусачестваг' лежит в плоскости игры. Иногда в поведении малы¬шей срабатывает механизм подражания. Если вдруг кро¬ха ни с того ни с сего стал ку¬сать родителей иди других малышей на детской пло¬щадке или в саду, выясните, не появился ли у него новый друг. Вполне возможно, что ребенок, желая во всем похо¬дить на приятеля, перенял этот способ поведения, со¬вершенно не задумываясь о его последствиях. Но иногда укусы становятся проявлением детского наси¬лия. Вот только что девочки играли вместе, а через секун¬ду одна вскочила и укусила подружку. Повод ничтож¬ный: „Она говорит пискля¬во". Большинство детей до пяти лет довольно эгоцент¬ричны, далеко не всем до¬ступно сочувствие к другим людям. Кроме того, отсутст¬вует и понимание последст¬вий своего действия. Такие проявления агрессии должны заставить родите¬лей серьезно задуматься над Обстановкой в семье. Психо¬логический дискомфорт воз¬никает в самых разных слу-чаях, и его специфика зави¬сит от возраста ребенка. В первый год жизни очень существенна потребность в эмоциональном контакте с матерью. От этого зависит физическое и психологичес¬кое благополучие ребенка. Если мама игнорирует его плач, редко берет на руки, у малыша не формируется ба¬зового чувства защищеннос¬ти, которое важно для даль¬нейшего психологического развития человека. Основа самооценки, ощущения себя как человека, достойного любви, закладывается имен¬но в этом возрасте. Дети, чув¬ствующие свою неполноцен¬ность (именно так они трак¬туют отсутствие любви), са-моутверждаются в детском коллективе и в собственной семье с помощью агрессии (укусов). Иногда детскую аг¬рессию порождает агрессия взрослых. Часто при беседе с родителями „кусачего" ма¬лыша выясняется, что нака¬зание ремнем — ежедневная практика. Неудивительно, что ребенок вымещает свою обиду за унижение и злость на других детях, кусая их. Укусы ребенка — сигнал для родителей „я в беде!". Двух¬летняя Настя из благополуч¬ной семьи кусала и бабушку. и няню, стоило им только по¬дойти к ней. Это. естествен¬но, вызывало бурную реак¬цию: крики, отлучение от иг¬рушек, шлепки. Чтобы по¬нять причину такого поведе¬ния, пришлось долго беседо¬вать с родителями девочки, занятыми деловыми людьми. Выяснилось, что в день мама проводит с дочкой в общей сложности 20-30 минут, а папа и того меньше. А ведь к двум годам у крохи происхо¬дит осознание своего „я", формируется чувство при¬надлежности к своей семье. Этот процесс протекает бла¬гоприятно только при хоро¬шем эмоциональном контак¬те малыша с мамой и папой. Причина агрессивности де¬вочки заключалась в том, что ей остро не хватало любви и заботы родителей. И она вы¬брала такой способ обращать на себя внимание. К счастью, мама приняла рекоменда¬ции проводить с. Настей больше времени и далее уво-лилась с работы, хотя это бы¬ло существенной потерей для семейного бюджета. На¬до ли говорить, что Настя пе¬рестала кусаться? Мама, я боюсь... Для раннего возраста харак¬терна боязнь физической бо¬ли. В этом случае укусы мо¬гут стать для крохи средст¬вом победить свой страх. Ре¬бенок отождествляет себя С тем, кого боится, таким обра¬зом приобретая его страш¬ную силу. Показательна ис¬тория пятилетнего Андрея, которого сильно испугала со¬бака. На следующий день он сам укусил малыша на дет¬ской площадке. К счастью, мама разобралась в ситуа¬ции, и, благодаря игре „в со¬баку" и прогулкам в парке среди собачников, ребенок избавился от своей боязни. Как себя вести Принимать меры надо толь¬ко после того, как вы поговорите с ребенком, выясните, чем наполнен его мир. Если ваш малыш укусил другого ребенка, проявите повышенное внимание и со¬чувствие к жертве. Обидчику сразу же, не откладывая, на¬до разъяснить, почему нель¬зя кусаться вне зависимости от испытываемых чувств. За¬прет должен быть твердым, постоянным, а выбранная мера наказания (например, сразу же уходить с детской площадки) — всегда неукос¬нительной. Если вы отказа¬лись купить обещанную иг¬рушку, не стоит дарить ее че¬рез два дня. Словами, мими¬кой, жестами дайте понять, что вы недовольны поведе¬нием ребенка. Обычно дети дорожат расположением ро-дителей. Реагировать на уку¬сы надо каждый раз и выра¬жать свою реакцию четко и ясно. Но также важно разо¬браться в причинах того, что произошло. У всех детей разный гип нервной системы, разные жизненные обстоятельства, все индивидуально, Поэто¬му, в каком бы возрасте ни проявилось .,кусачество", лучшее, что вы можете сде¬лать, — обратиться к детско¬му психолог}'. В любом слу¬чае подобное поведение — знак душенного неблагопо¬лучия малыша, в причинах которого надо разбираться. Первая помощь Если ваш кроха укусил кого-то или сам пострадал от чьих-то детских зубов, са¬мое главное— продезин¬фицировать рану (например: зеленкой или перекисью водорода) и наложить стерильную марлевую повязку. : Никогда не заклеивайте пла¬стырем (даже бактерицид¬ным) укушенную рану — это приведет к воспалению!
Сказка о подсолнечном семечке Возраст: 3-5 лет. Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость. Ключевая фраза: "Не уходи. Я боюсь!" В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело. Однажды - дело было в конце лета - их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. "Пора! Пора!! Пора!!!"- звал Ветер. Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом. Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение. Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно. "Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!"-говорило оно. Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: "Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия ? ". И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше. И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! "Может я и правда трус? "- думало семечко. Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: "Торопис-с-с-с-с-сь!". Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда. "Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? - спрашивало оно себя.- Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх? ". И тут семечко решилось. "Будь, что будет!"- и, собравшись с силами, прыгнуло вниз. Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло. Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки. Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: "Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать". Все гордились им. И семечко было очень счастливо. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Что бы произошло, если бы семечко продолжало бояться? "Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.

Объявление!

Уважаемые родители! Предлагаем ывашему вниманию специальный выпуск журнала "Семицветик"

четверг, 9 февраля 2012 г.

Игры для развития внимания

"Нос-пол-потолок". Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот обект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.Далее

понедельник, 19 декабря 2011 г.

Что значит "ребенок готов к школе"?

Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни. Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Задумаемся: в

пятница, 28 октября 2011 г.

Развитие внимания

Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижность, импульсивность и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить указание.
Дети постоянно находятся в движении: они бегают, а не сидят, не стоят, крутятся или лезут куда-нибудь, принимаются за дело или убегают не дослушав задание до конца. Внимание рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Наиболее сложный период жизни детей связан с поступлением в школу. После семи лет дети становятся более усидчивыми, внимательными. Следует знать, что ребенок не виноват, просто ему сложно сдерживать свою двигательную активность. Важно соблюдать некоторые правила:
 Не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
 При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его, прижмите к себе.
 Попросите что-то сделать для вас: принести, убрать.
 Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
 Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
 Избегайте повторения слов нет и нельзя.
 Поддерживайте четкий распорядок дня, даже в выходные дни.
 Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию (гуляйте, гимнастика, плавание, теннис – а не борьба или бокс, так как эти виды спорта травматичны.
Если вы будете постоянно действовать последовательно, упорно до вы сгладите все эти проявления.

Играйте в игры:
«Робот» - скажите, что сейчас ребенок превратиться в робота, который умеет подчиняться командам, ребенок должен замереть в стойке «смирно».
«Хождение по линии» - ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.