вторник, 14 февраля 2012 г.

Кусака-раскусака

Дети, которые кусаются, — совсем не редкость. Правда, в каждом возрасте для этого есть своя причина. Для родителей главное — ее обнаружить Первые укусы приходятся на период грудного вскармли¬вания. Младенец прикусыва¬ет грудь — мама является как бы частью „порционного" блюда, его продолжением, если можно так выразиться. Что делать? Понятна будет непроизвольная реакция от¬толкнуть малыша, громко крикнуть: „Нельзя!" Но луч¬ше этого не делать — кроха может сильно испугаться, вплоть до отказа от груди. Если вы чувствуете, что ма¬лыш собирается сомкнуть зубы на вашем соске или, то¬го хуже, уже сделал это — ле¬гонько прижмите его нос к груди. Рефлекторно он от¬кроет рот шире, чтобы ды¬шать. При этом повторяйте строгим ровным голосом: „Мне больно!" Главное — не пытайтесь вырваться, это чревато травмами соска. Кормление же стоит продол¬жить чуть-чуть позже. Со¬вершайте эти манипуляции каждый раз, и ребенок пой¬мет, что это влечет за собой задержку пищи. Иногда при¬чиной укусов может Сыть прорезывание зубов. В этот период малыш кусает и иг¬рушки, и мамину грудь. Про¬консультируйтесь у педиат¬ра, он посоветует специаль¬ные гели для десен и игруш¬ки - прорезыватели. Я тебя люблю! Двухлетний малыш начина¬ет вас жарко целовать, а за¬канчивается все довольно сильными укусами? Дело в том, что кусание — реакция врожденная, которая служит и для выражения эмоций. В вашем случае — положитель¬ных. Конечно, родителям по¬требуется такт и терпение, чтобы объяснить крохе, что укусы — нежелательный спо¬соб выражения нежности и любви. И конечно же, нужно обезопасить себя — отвер¬нуться, защититься рукой. Дети осваивают новые фор¬мы поведения через подра¬жание взрослым. Лучше вспомни¬те, сколько раз вы ласково покусываете своего ненагля-душку за ручки, ножки, по¬почку, А для ребенка любое поведение, исходящее от ис¬точника подражания (в дан¬ном случае от родителей), — нормально. Разница в том, что в столь нежном возрасте малютка еще не знает воз¬можностей своего тела, соот¬ветственно не имеет пред¬ставления о том, какие ощущения испытывает другой человек. Так что кусается ма-лыш исключительно ,,от пол¬ноты чувств", у пего и в мыс¬лях нет, что маме больно. Ведь, когда вы его легонько покусываете, он испытывает исключительно положитель¬ные эмоции! Поэтому, если кроха точит о вас свои зубки, покажите, насколько это не¬приятно. Скажите: „Ой-ой-ой, как же маме больно, ни¬когда так больше не делай!" Отстранитесь от ребенка, со¬стройте гримасу боли, толь¬ко не переусердствуйте. Предложите ему попробо¬вать укусить самого себя (собственный палец, руку) с той же силой. Пусть ощутит, насколько это больно. Толь¬ко не надо самой „набрасы-ваться" на ребенка с укусами. Вы добьетесь обратного эффекта — узаконите в его представлении такой способ выражения чувств. Получа¬ется двойной стандарт: вам можно, а ему нельзя. Кроме того, лозунг „Если ты куса¬ешься — я тоже буду кусать¬ся" может понравиться тем¬пераментному малышу, ко¬торый будет воспринимать его как подвижную „игру1. Не стоит его провоцировать. Просто эмоции... Иногда ребенок кусается, пытаясь выразить таким об¬разом свои отрицательные эмоции (устал, перевозбу¬дился, не может заснуть). Предложите ему другой спо¬соб выплеснут* энергии] — укусить полушку. Но иногда малыши так заиг¬рываются, что забывают о всяческих нормах поведе¬ния. Трехлетний Даня уже несколько дней „собака". На свое имя не отзывается, все свои фразы сопровождает рычанием. Проходя, точнее, проползая на четвереньках мимо мамы И папы, кусает их за ноги, руки, кусает, когда его целуют на ночь. Укусы не болезненны, но довольно ощутимы. Понятно, что по-ведение Дани нельзя считать патологическим — ребенок находится в игровом образе. Как же поступить в этом слу¬чае? Объяснения типа: „Ку¬саются собаки, а люди — нет". — бесполезны в данном случае. Обязательно нужно сказать ребенку, что он при¬чиняет боль, но не стоит со¬здавать эмоциональный ажи¬отаж вокруг подобных случа¬ев, когда причина „кусачестваг' лежит в плоскости игры. Иногда в поведении малы¬шей срабатывает механизм подражания. Если вдруг кро¬ха ни с того ни с сего стал ку¬сать родителей иди других малышей на детской пло¬щадке или в саду, выясните, не появился ли у него новый друг. Вполне возможно, что ребенок, желая во всем похо¬дить на приятеля, перенял этот способ поведения, со¬вершенно не задумываясь о его последствиях. Но иногда укусы становятся проявлением детского наси¬лия. Вот только что девочки играли вместе, а через секун¬ду одна вскочила и укусила подружку. Повод ничтож¬ный: „Она говорит пискля¬во". Большинство детей до пяти лет довольно эгоцент¬ричны, далеко не всем до¬ступно сочувствие к другим людям. Кроме того, отсутст¬вует и понимание последст¬вий своего действия. Такие проявления агрессии должны заставить родите¬лей серьезно задуматься над Обстановкой в семье. Психо¬логический дискомфорт воз¬никает в самых разных слу-чаях, и его специфика зави¬сит от возраста ребенка. В первый год жизни очень существенна потребность в эмоциональном контакте с матерью. От этого зависит физическое и психологичес¬кое благополучие ребенка. Если мама игнорирует его плач, редко берет на руки, у малыша не формируется ба¬зового чувства защищеннос¬ти, которое важно для даль¬нейшего психологического развития человека. Основа самооценки, ощущения себя как человека, достойного любви, закладывается имен¬но в этом возрасте. Дети, чув¬ствующие свою неполноцен¬ность (именно так они трак¬туют отсутствие любви), са-моутверждаются в детском коллективе и в собственной семье с помощью агрессии (укусов). Иногда детскую аг¬рессию порождает агрессия взрослых. Часто при беседе с родителями „кусачего" ма¬лыша выясняется, что нака¬зание ремнем — ежедневная практика. Неудивительно, что ребенок вымещает свою обиду за унижение и злость на других детях, кусая их. Укусы ребенка — сигнал для родителей „я в беде!". Двух¬летняя Настя из благополуч¬ной семьи кусала и бабушку. и няню, стоило им только по¬дойти к ней. Это. естествен¬но, вызывало бурную реак¬цию: крики, отлучение от иг¬рушек, шлепки. Чтобы по¬нять причину такого поведе¬ния, пришлось долго беседо¬вать с родителями девочки, занятыми деловыми людьми. Выяснилось, что в день мама проводит с дочкой в общей сложности 20-30 минут, а папа и того меньше. А ведь к двум годам у крохи происхо¬дит осознание своего „я", формируется чувство при¬надлежности к своей семье. Этот процесс протекает бла¬гоприятно только при хоро¬шем эмоциональном контак¬те малыша с мамой и папой. Причина агрессивности де¬вочки заключалась в том, что ей остро не хватало любви и заботы родителей. И она вы¬брала такой способ обращать на себя внимание. К счастью, мама приняла рекоменда¬ции проводить с. Настей больше времени и далее уво-лилась с работы, хотя это бы¬ло существенной потерей для семейного бюджета. На¬до ли говорить, что Настя пе¬рестала кусаться? Мама, я боюсь... Для раннего возраста харак¬терна боязнь физической бо¬ли. В этом случае укусы мо¬гут стать для крохи средст¬вом победить свой страх. Ре¬бенок отождествляет себя С тем, кого боится, таким обра¬зом приобретая его страш¬ную силу. Показательна ис¬тория пятилетнего Андрея, которого сильно испугала со¬бака. На следующий день он сам укусил малыша на дет¬ской площадке. К счастью, мама разобралась в ситуа¬ции, и, благодаря игре „в со¬баку" и прогулкам в парке среди собачников, ребенок избавился от своей боязни. Как себя вести Принимать меры надо толь¬ко после того, как вы поговорите с ребенком, выясните, чем наполнен его мир. Если ваш малыш укусил другого ребенка, проявите повышенное внимание и со¬чувствие к жертве. Обидчику сразу же, не откладывая, на¬до разъяснить, почему нель¬зя кусаться вне зависимости от испытываемых чувств. За¬прет должен быть твердым, постоянным, а выбранная мера наказания (например, сразу же уходить с детской площадки) — всегда неукос¬нительной. Если вы отказа¬лись купить обещанную иг¬рушку, не стоит дарить ее че¬рез два дня. Словами, мими¬кой, жестами дайте понять, что вы недовольны поведе¬нием ребенка. Обычно дети дорожат расположением ро-дителей. Реагировать на уку¬сы надо каждый раз и выра¬жать свою реакцию четко и ясно. Но также важно разо¬браться в причинах того, что произошло. У всех детей разный гип нервной системы, разные жизненные обстоятельства, все индивидуально, Поэто¬му, в каком бы возрасте ни проявилось .,кусачество", лучшее, что вы можете сде¬лать, — обратиться к детско¬му психолог}'. В любом слу¬чае подобное поведение — знак душенного неблагопо¬лучия малыша, в причинах которого надо разбираться. Первая помощь Если ваш кроха укусил кого-то или сам пострадал от чьих-то детских зубов, са¬мое главное— продезин¬фицировать рану (например: зеленкой или перекисью водорода) и наложить стерильную марлевую повязку. : Никогда не заклеивайте пла¬стырем (даже бактерицид¬ным) укушенную рану — это приведет к воспалению!

Комментариев нет:

Отправить комментарий